☀Благородный восьмеричный путь 🙏 (в стихах) Патанджали – мудрец древнейший, нам йогу передал «по сути», Обилье слов и объяснений из текста лишние убрав. Но ни один язык другой – санскрит не превзошел доныне, И из известных переводов - не знаем точно, чей же прав. Так, толкованья сутр читая – мы что-то каждый понимаем, И скудных слов для объясненья нам не хватает при прочтенье. Чтоб точно сутры нам понять – изъятое обратно в сутры надо возвращать, Ну а пока для йоги пониманья бери Патанджали доступное вещанье. По тексту йогу разделяют на восемь основных ступеней, Что подразумевают для практикующих – движенье. И их последовательно применяя – себя от тлена очищая, Постичь возможно достиженья – своей души освобожденья. Направь свой взор сперва на самообузданье, И первая ступень откроется тебе: То ЯМА – дисциплина всех твоих деяний, Пять ценностей в ее таятся в глубине. АХИМСА – ценность первая, что значит Не причинение вреда на деле и в уме. Ко всем и вся используй ненасилье, А также применяй его к себе. Правдивость – САТЬЯ, то - вторая ценность, Ее в словах и в мыслях нужно применить, Чтоб брань и ложь, все скверное, пустое Из речи и ума на век искоренить. АСТЕЯ – то неворовство и третья ценность, Чужим отсутствие стремленья обладать. От алчности избавившись, сумеешь Свою любую зависть обуздать. Ненакопительство – то есть АПАРИГРАХА В четвертой ценности – свобода от тех благ, Которых больше, чем необходимо, Стремленье к обладанью ими – тоже враг. А ценность пятая – то БРАХМАЧАРЬЯ, Иль обузданье чувственных желаний. Отказ от потакания своим страстям Избавит практика от разочарований. Ступень вторая йоги - то НИЯМА, К своему внутреннему миру отношенье, Контроль по отношению к себе, что В пяти принципах содержит наставленья. ШАУЧА – чистота, то – первый принцип, Сознанья чистота, и тела и одежд, И речи и еды, ума и взгляда - Ты должен быть внутри и внешне - свеж. САНТОША – удовлетворенность, Довольство тем, что ты сейчас имеешь. Спокойствие ума – сию награду, Освоив второй принцип, возымеешь. ТАПАСЬЯ – это третий принцип, То аскетизм и самодисциплина. Энергией наполнишься всецело, Если такая практика столь будет ощутима. СВАДХЬЯЯ – то четвертый принцип - Себя ты должен глубоко познать, Заняться самообразованьем, И знанья адекватные в сознанье помещать. ИШВАРА ПРАНИДХАНА – принцип пятый, Всевышнему заслуги посвяти. Все достижения свои направь во благо, В чем разобрался - дальше пронеси. АСАНА - то третья ступень йоги - Устойчивое тела положенье. Физическое тело подчиняя - Определяешь духа направленье. Четвертая ступень – то ПРАНАЯМА - Контроль дыханья, праной управленье. Движеньем воздуха желанья побеждая, Познаешь чувств, ума и праны единенья. ПРАТЬЯХАРА – то пятая ступень о йоге - Контроль над чувствами, отвод всех чувств назад. Вниманье практика направлено вовнутрь - Невозмутим: нет грусти - и не рад. ДХАРАНА – Ступень шестая йоги. Вниманье на одном объекте собирается- То сосредоточенье, концентрация. Все остальное из сознанья исключается. Ступень седьмая йоги – ДХЬЯНА, То медитация. Все чувства исчезают. То – длительное сосредоточенье В одном объекте созерцанья пребывает. САМАДХИ – сверхсознательность – ступень восьмая йоги: Здесь тело, чувства отдыхают, здесь «я» и эго исчезают, Здесь практик йоги достигает… Как описать – никто не знает! Но он своих исканий здесь находит завершенье – Покой, превосходящий пониманье, неподвластный словом объясненью. О йоге ты прочел сейчас повествованье - в уме твоем родилось слова пониманье, И, пищу получив для размышленья, ищи в себе сих строчек продолженье. ✨Н. Чертополохова